Междисциплинарные методы исследования шпаргалка

Охарактеризуем лишь некоторые из них. «В 60-е годы процессу математизации подверглась историческая наука. Столь позднее проникновение математических методов в историю объясняется спецификой и сложностью тех явлений, которые она изучает.

В связи с развитием «новой исторической науки» разработан и применяется целый спектр междисциплинарных методов: контент-анализа, конкретно-социологического анкетирования (метод устной истории), моделирования, количественные (математические), историко-психологический, психоаналитический, бихевиористский, патографический, лингвистический, историко-этнографический, этнопсихологический, историко-демографический, историко-биологический, историософский, историко-экологический, экономический, социокультурный, культурологический, космологический (космического детерминизма Л.Чижевского), религиозно-интуитивистский (метаисторический), метод «вживания» («вчувствования в эпоху»), метод выявления «трансцедентального характера предмета» и др.

Междисциплинарные исследования

Устные источники возникают благодаря диалогу с Другим, преимущественно оценивающим, и тем самым создают собственные источники, которые в большей степени отражают современность и взгляды участников, коды их понимания, отклонения или идентификации» (22 – 348-349). «Проблема точного воспоминания в процессе интервьюирования, происходящего значительно позднее вспоминаемого события, разрешается в методологическом подходе немецкого социолога-нарративиста Фрица Шютце. Он предложил свою технологию нарративного интервью, имея методологической предпосылкой принцип гомологии рассказанного и пережитого.

Таким образом, рассмотренные выше методы и методология научных исследований позволяют утверждать, что методология не может быть сведена лишь к одному методу, ведь каждый метод применяется не изолированно, а в сочетании с другими.

3. Типология методов научного исследования.

Методы междисциплинарного исследования, можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, которые возникли в результате сочетания элементов различных уровней методологии, направленных преимущественно на стыки научных дисциплин. Эти методы обусловлены углублением взаимосвязей наук, которое приводит к тому, что результаты, приемы и методы одной науки широко используются в других.

1. Методы эмпирического исследования.

Эксперимент — это целенаправленное и активное вмешательство в ход изучаемого процесса, соответствующие изменения объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Основными стадиями осуществления эксперимента являются: планирование и построение; контроль; интерпретация результатов. Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытную проверку гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательский (поисковый), проверочный (контрольный), воспроизводящий, изолированный и т.д., а в зависимости от характера объектов — физические, химические, биологические, социальные эксперименты и т.д. Эксперимент — это наиболее общий эмпирический метод познания, который не только включает наблюдение и измерение, но и осуществляет перестановку, изменение объекта исследования и т.д. В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для закрепления теоретических предпосылок, но и часто составляют предмет нового открытия, нового научного исследования.

Вам может понравиться =>  Где и как получить удостоверение детям ликвидаторов чаэс

Заметим, что низкие уровни концентраций и требования, предъявляемые к эколого-аналитическому мониторингу суперэкотоксикантов, предполагают использование адекватных методов их определения, причем из большого числа современных аналитических методов лишь некоторые могут быть применены для решения обсуждаемых проблем. Принимая во внимание увеличение роли инструментальных методов, прежде всего физических, можно сделать вывод о том, что в настоящее время аналитическая химия уже не является частью только одной химии и тесно связана с физикой, биологией, приборостроением, математикой, т е приобрела черты междисциплинарной науки. Кроме того, в сформулированной Ю А Золотовым основной для аналитической химии триаде “проблема — объект — метод” последний должен быть приспособлен к анализируемому объекту или адаптирован к самой проблеме Поэтому ни анализируемый объект, ни тем более проблема не должны подстраиваться под тот или иной метод определения. Данное положение приобретает особое значение при анализе объектов окружающей среды на содержание суперэкотоксикантов. Среди трудностей, которые ожидают аналитика, следует указать также на динамичность исследуемых объектов, а отсюда на неопределенности в пробоотборе, влияющие на результаты анализа. Изложенный в книге материал подтверждает эти выводы.[ . ]

Центрально — Европейский университет начал работать в 1989 г. Имеет два основных центр»: в Праге и Будапеште. Работа осуществляется непосредственно в Университете, а также по программам поддержки научно-исследовательских работ и программам поддержки высшего образования. В рамках экологической проблематики разрабатываются: основы экологической политики, нацеленной на сбор и обобщение данных по наиболее современным экологически чистым технологиям; методы междисциплинарного подхода в решении экологических проблем. Цель — объединение усилий правительственных и неправительственных организаций ряда стран.[ . ]

Методы междисциплинарные

В основе комплексных исследований лежит междисциплинарный подход, затрагивающий области деятельности многих наук, а также особой комплексной науки об охране природы. Важность этого направления очевидна. Вместе с тем в свяЗи с усиливающимся воздействием человека на природу, на протекающие в ней процессы и взаимосвязи, многообразием его влияния на окружающую среду очевидна и сложность исследований. Для их выполнения необходимы совместные, строго согласованные усилия специалистов разного профиля. Нужны новые подходы и методы в работе.[ . ]

Вам может понравиться =>  Может ли быть мошенничество без потерпевшего

Однако необходимо также понять, что существует деление на общие методы, а также на специальные. Они выделяются как набор для научных областей. Поэтому в классификации приводятся виды методов исследования с разными уровнями.

Что такое методы исследования?

2. Дальше мы перейдем к специальным методам, которые подходят только для определенных областей науки. Обычно в университетах проводят курс по изучению специальных методов исследования для конкретной науки. Однако если у вас его не было, то вам обязательно нужно разобраться самостоятельно, какие методы вам могут понадобиться.

Какие методы исследования бывают: классификация

  • Теоретический уровень предполагает исследования на основе умозаключений и рассуждение:
  • Анализ – разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения
  • Синтез – из разных элементов предмета складывается общая система, которую изучает исследователь
  • Обобщение ‒ соединение качеств или свойств в одно представление и описание их в общей системе
  • Абстрагирование – поиск и нахождение ключевого элемента или свойства предмета, который рассматривается отдельно от других признаков
  • Индукция ‒ рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод
  • Дедукция – рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
  • Экспериментально-теоретический уровень

Есть много примеров, когда конкретная идея, почти в один и тот же период, возникает в разных дисциплинах. Один случай — это переход от подхода сосредоточения внимания на «специализированных сегментах внимания» (принятие одной конкретной точки зрения) к идее «мгновенного сенсорного осознания целого», внимания к «полному полю», «ощущению целостный образец формы и функции как единства »,« целостное представление о структуре и конфигурации ». Это произошло в живописи (с кубизмом ), физике, поэзии, теории коммуникации и образовании . Согласно Маршаллу Маклюэну , этот сдвиг парадигмы произошел из-за перехода от эпохи, сформированной механизацией , которая привнесла последовательность, к эпохе, сформированной мгновенной скоростью электричества, которая принесла одновременность.

Вам может понравиться =>  Какие льготы пенсионерам при оплате транспортного налога в воронеже

Междисциплинарные программы иногда возникают из общей убежденности в том, что традиционные дисциплины не могут или не хотят решать важную проблему. Например, дисциплины социальных наук, такие как антропология и социология, уделяли мало внимания социальному анализу технологий на протяжении большей части двадцатого века. В результате многие социологи, интересующиеся технологиями, присоединились к программам в области науки, технологий и общества , которые обычно укомплектованы учеными из различных дисциплин. Они также могут возникать в результате новых исследовательских разработок, таких как нанотехнологии , которые невозможно решить без объединения подходов двух или более дисциплин. Примеры включают квантовую обработку информации , объединение квантовой физики и информатики , а также биоинформатику , объединение молекулярной биологии с информатикой. Устойчивое развитие как область исследований занимается проблемами, требующими анализа и синтеза, в экономической, социальной и экологической сферах; часто интеграция множества социальных и естественных дисциплин. Междисциплинарные исследования также являются ключом к изучению наук о здоровье, например, при изучении оптимальных решений для болезней. Некоторые высшие учебные заведения предлагают аккредитованные программы на получение степени по междисциплинарным исследованиям.

Развитие

В статье в Social Science Journal делается попытка дать простое , разумное определение междисциплинарности, обходя трудности определения этого понятия и устраняя необходимость в таких связанных концепциях, как трансдисциплинарность , плюридисциплинарность и междисциплинарность:

Ссылка на основную публикацию